На какую роль семья приглашает специалиста?
Вы замечали, что между семьёй «особого» ребёнка и специалистами, которые с ним занимаются, складываются определённые отношения?
У каждого родителя, приглашающего специалиста для тех или иных занятий с ребёнком, есть ожидания. И очень часто (не всегда!) эти ожидания не только выходят за рамки профессиональных компетенций специалиста («спасите его! сделайте так, чтобы он…»), но и не осознаются самим родителем.
Что я имею в виду?
- Нередко взрослые в семье настолько напуганы диагнозом и возможными ужасными перспективами, растеряны и беспомощны, что они приглашают специалиста на роль Спасателя.
- Кажется, что надо срочно спасать маму, которая не может или может, но с большим трудом смотреть на своего ребёнка, заниматься с ним, организовать его быт, да просто любить его и хвалить.
- Кажется, что надо папу, который эмоционально закрылся и ожесточился в своём горе, ушёл с головой в работу и готов заработать и заплатить любые деньги за то, чтобы «всё стало нормально».
- Кажется, что надо спасать надо самого ребёнка от таких родителей.
- Эмпатичный сочувствующий специалист может быть вызван на роль Слушателя-контейнера, которому будут изливать свои переживания те, в кого они не вмещаются.
- Или на роль Козла отпущения, на которого кто-то из членов семьи сможет выплёскивать свой подавляемый и неосознаваемый гнев.
- Или даже на роль Идеальной мамы для этого ребёнка или для кого-то из членов семьи.
- Или умершего дедушки, «который бы точно нам всем помог».
- Или кого-то ещё.
Это нормально. Так бывает. Такой неосознанный процесс есть у каждого, мы все не свободны от проекций и подсознательных ожиданий. Чем меньше у нас самих на данный момент сил справиться с ситуацией, тем сильнее мы нуждаемся в помощи других и тем больше ожиданий на них неосознанно возлагаем.
Тем более, что и у самих помогающих практиков за плечами свои истории, которые их привели в профессию и теперь могут «затягивать» на подобные роли, потому что они с детства привыкли кого-то важного поддерживать, тащить на себе, пытаться спасать от болезней, а то и спорить со смертью, терпеть необоснованные упрёки, успокаивать, утешать. И это тоже нормально, так почти всегда и бывает.
По моим наблюдениям, помогающий практик и семья «особого» ребёнка встречаются не случайно, ведь «мы приходим в системы друг друга, чтобы что-то в них изменить», как говорил Берт Хеллингер. Изменения в процессе взаимодействия будут обязательно и они будут взаимны, но протекать они могут тем эффективнее и мягче, менее болезненно для всех участников, чем больше участники видят, осознают и могут обработать.
Поэтому я приглашаю помогающих специалистов, которым интересно исследовать эту тему, на Полевую расстановочную диагностику онлайн. Бережно, сохраняя конфиденциальность клиентов, методом расстановок и полевой терапии мы посмотрим, что происходит в системе того или иного вашего клиента, на какую роль эта система вас приглашает и как вы можете позаботиться и себе и быть наиболее эффективным в своём взаимодействии с данной семьёй.
Родители, вы замечали у себя такие процессы? Поделитесь.
Я, как мама «особого ребёнка» у себя всё вышеперечисленное со временем обнаружила. И поняла, что первым специалистам, которые работали с моим сыном, приходилось несладко. Тех, кто готов был слушать, мне не хотелось отпускать и я, под видом обсуждения проблем сына, пыталась получить от них что-то вроде психотерапии для себя. Те, кто не оправдывал мои сверх-ожидания, вызывали мой гнев и осуждение. Взаимодействие между мной и помогающими моему сыну специалистами стало налаживаться, когда я нашла подходящего психолога для себя и пошла учиться и прокачивать свою осознанность.
Специалисты, работающие с семьями, поделитесь, какую динамику вы замечали?