ТАНГО, ПОЛЕ, ТЕРАПИЯ ЖЕНСКОГО И МУЖСКОГО

Я влюбилась. Буквально за один день. В танго.
 
У меня всё всегда быстро и со стопроцентным попаданием — как только я понимаю, чего хочу, я тут же воплощаю своё желание. Причём, всегда нахожу для воплощения верное место и верных людей, а потом с удовольствием и восторгом делюсь своими находками со всеми, кому это можем быть интересно. Есть у меня такой талант — безошибочно находить лучшее, уникальное, самое-самое.
 
Так и с танго.
 
Сначала необходимо вступление. В последнее время меня увлекла тема полевого устройства отношений между мужчинами и женщинами. Не только в семейных или парных отношениях, а в более широком смысле.
 
Елена Веселаго, у которой я учусь расстановочной и полевой работе, говорит о том, что мужской и женский полевой метаболизм устроен по-разному, и это никак не зависит от гендерных предпочтений или способов поведения.
 
Женская энергия похожа на море — она растекающаяся, волнующаяся, вбирающая в себя, перерабатывающая в себе и из себя порождающая новое.
 
Мужская энергия чёткая, ровная, стремящаяся вверх, структурирующая, упорядочивающая, задающая рамки, берега, границы и смыслы. Как маяк, например.
 
Женская и мужская энергии стремятся друг к другу, поскольку маяку без моря странно, непонятно, зачем он, а море без маяка растекается, разливается бесконечно, не имеет границ, берегов и направления.
 
Если в поле есть мужское и женское, они неизбежно притягиваются друг к другу как магниты — женское начинает обволакивать мужское, энергетически «ложиться» на него и вокруг него. Чем лучше она своей энергией его обволакивает, тем крепче становится мужское, ещё сильнее собирается, стремится вверх, задаёт женскому границы-берега, даёт направление и ведёт за собой. И в этом взаимодействии возникает ни с чем не сравнимый по силе и переживанию опыт синергии, полевого, эмоционально-чувственного, смыслообразующего, порождающего, неизбежно трансформирующего взаимного обмена.
 
К сожалению, в нашей стране в последние сто лет сложилась такая культурно-историческая ситуация, что мужское изломано, а женское изранено страшными событиями, происходившими с нашими предками (революции, войны, коллективизация, индустриализация, голод, нищета, репрессии, переселения народов и т.п.).
 
Как ведёт себя поломанное мужское? Оно убивает, насилует женское (энергетически и физически), вместо того, чтобы оберегать, защищать, задавать берега и верное направление.
 
Как ведёт себя израненное женское? Кастрирует, уничтожает мужское (словом, взглядом, оценкой, отношением).
 
Большинство из нас выросло в семьях, где не знали уважения друг к другу, не было доверия и партнёрства между мамами и папами, бабушками и дедушками, а было между ними много боли и молчаливого энергетического «убийства» друг друга: «он тюфяк и мямля», «она мегера», «он меня бросил», «она меня прогнала», «он тиран и деспот», «она баба с яйцами», «все мужики козлы», «все бабы шлюхи» и т.п.
 
В такой атмосфере, с такими семейными посланиями мы вырастаем и пытаемся строить отношения с противоположным полом. Или даже не пытаемся. Но семейная система рожает потомков, чтобы они сделали что-то по-новому, исцелили то, что было поломано у предков.
 
Слушая Елену, читая её тексты, наблюдая эти процессы в расстановках и просто в поле тех, кого я встречаю, у меня возникало много согласия на когнитивной уровне и даже что-то удавалось ловить телесно и энергетически, но мне хотелось больше этого опыта для себя, непосредственного переживания: доверять мужчине, а не ждать от него эмоционального удара, обвинения, обесценивания или использования типа «стань мне мамой, сконтейнируй, возьми меня на ручки»; растекаться в берегах, которые он задаёт, энергетически «лежать» на нём, следовать за ним, смотреть на него хорошо, даже если он ошибается — это как? «Нет, всё понятно, но что конкретно?». И где взять этот телесно-чувственный опыт, если вокруг себя я вижу и встречаю только сильно поломанных мужчин, ранюсь и раню в ответ?
 
И вдруг из поля мне пришло: «хочу танцевать танго!». Я не стала вдумываться, просто вспомнила, что танго — моя давнишняя мечта, и открыла поисковик. Безошибочно выбрала именно то самое, уникальное — методику, гарантирующую, что за два дня я освою основные фигуры танго, начну танцевать и получать удовольствие от процесса. В результате я получила ошеломительный по силе опыт, заменяющий (или скорее логично продолжающий) годы психотерапии.
 
Аргентинское танго оказалось идеальным способом (во всех отношениях безопасным, в рамках обучения и игры) для получения того самого опыта, о котором я думала в последнее время.
Что привело меня в такой восторг на первом же занятии танго? В первую очередь — философия танго, поданная таким образом, чтобы её можно было не столько понять головой, сколько почувствовать телесно и эмоционально.
 
Я терпеть не могу спорт, никогда не занималась фитнесом и вообще вот эти все регулярные монотонные физические нагрузки — брр. Даже если зумба какая-нибудь. Я пробовала и не раз, но всё это мгновенно вгоняет меня в уныние и вызывает отвращение — делай раз, делай два, повторяй за мной, напрягайся, потей, путайся, ошибайся, чувствуй себя неуклюжим лузером и мешком с картошкой и уходи с мыслью «нэвэрморрр».
 
Поэтому обещание «пройди программу 2х месяцев за 2 дня и сразу станцуй своё первое танго» вызвало радость моего внутреннего холерика-перфекциониста «да-да, это то, что надо! либо всё, сразу, идеально и по кайфу, либо никак!».
 
Реальность превзошла мои ожидания — никакой «шагистики» «два шага налево-два шага направо» и «физухи», неловкости новичков, поставленных друг с другом в пары и оттаптывающих друг другу ноги. С первых же минут нас нежно погрузили нас в атмосферу танго, его философию, культуру и даже этику.
 
«В танго мужчина танцует ногами женщины, раскрывая её красоту — он ведёт, она следует, создавая лёгкое сопротивление. Она — королева. Он отвечает за безопасность, за направление, музыкальность, а она… за удовольствие».
 
Ммм, да это же то самое — море и маяк! Тут же комок в груди начинает таять, напряжение, заставляющее сворачивать грудную клетку внутрь, отпускает и можно сделать свободный вдох и расслабленный выдох.
 
«Тангера должна быть ленивая, но любопытная — она не должна начинать ни одного движения, пока тангеро не пригласит её в это движение, но ей должно быть любопытно, что он задумал? что он ей предлагает? куда приглашает?».
 
О, боже, как это?! Не надо бежать впереди паровоза? Не надо нести 1000% ответственность за всё и всех? Не делать всё самой? Не предугадывать его желания? Не предусматривать и не стараться ничего не упустить? А в случае ошибки и неудачи не оставаться со всеми проблемами один на один, самостоятельно их решая, разруливая и урегулируя, чтобы в итоге услышать «самадуравиновата»? Нет? Ух ты ж!
 
Снова выдох и наконец-то грудная клетка расправляется, плечи можно развернуть и опустить, играючи, с улыбкой сбрасывая как старый тяжеленный рюкзак многолетний непосильный груз.
 
«Если пары в танце столкнулись или задели друг друга, неважно, по чьей вине, извинения приносит мужчина. Женщина — никогда».
 
Ещё один изумлённый выдох — правда? так можно? Узел страха в животе распускается, превращаясь в цветок.
 
«Как она узнает о его намерении? Как она поймёт, с какой ноги начинать движение? Им важно сонастроиться, чтобы чувствовать друг друга! Поэтому важно объятие в паре, соединение на уровне зоны сердца. Он даёт ей опору, она опирается на него, но не виснет на нём, ни он, ни она не валятся друг на друга, разделяют общий вес как две карты в карточном домике, при этом готовые в любой момент разойтись и соединиться вновь. При этом он раскрывает, показывает ей своё намерение, она слушает и следует».
 
Так вот оно как — лежать на нём полем, доверять, следовать, при этом сохраняя себя, своё достоинство, готовность отойти и быть отдельной и вновь вернуться в соединённость и совместность!
 
«Слушай моё намерение, не догадывайся, а чувствуй, ощущай, на какую ногу я переношу вес, и только после того как ощутила, последуй за моим движением. А теперь ещё раз и ещё».
 
Как сложно не быть «умной Машей» — отличницей, которая хочет выкрикнуть правильный ответ первой, чтобы её похвалили. А я уже догадалась! И побежала выполнять! Как сложно не быть гиперопекающей, торопливо-заботливой…
 
Когда-то много лет назад в одной моей руке был крайне беспокойный младенец, в другой — телефонная трубка, по которой я заключала миллионные сделки и разруливала проблемы с таможнями, банками, психованным боссом и агрессивными поставщиками, в третьей — поварёшка, в четвертой — швабра (ведь я работала из дома), а пятой я обнимала приходившего по вечерам мужа. Он садился в гостиной за стол, на котором его ждал свежеприготовленный ужин, и ещё даже не успевал произнести «ложки нет», а я уже бросалась на кухню и приносила ему ложку. И до сих пор, несмотря на всю мою прокачанность и осознанность, нередко моё тело на автомате, раньше, чем мой разум успевает сообразить и сделать выбор, проявляет поспешную заботу о другом человеке.
 
Вы можете сказать «это хорошее воспитание». Я тоже так раньше считала. Но моей бабушке тарелка борща могла прилететь в голову, за то, что «ложки нет». Мой папа мог начать умирать, хватаясь за сердце, если я была недостаточно чуткой к его эмоциональному состоянию и не оправдывала его ожиданий, а мама могла меня отшлепать и поставить в угол за то, что я была недостаточно сообразительной и расторопной. С ней её мама, бабушка и тётка обращались ещё жестче.
 
Если автоматизмы прошиты так глубоко на уровне тела, что никакая осознанность и волевое решение делать иначе с ними не справляется, значит, эти действия помогали выжить. Отвечали за выживание на протяжении многих лет жизни человека и целых поколений. Их не отключить по команде «теперь просто делай по-другому». И тело, и психику придётся переучивать нежно, долго, бережно и только в безопасных условиях, в безопасном пространстве и безопасном контакте.
 
«Если женщина сделала в танго ошибку, она должна за это простить своего партнёра. За то, что он не создал условий, чтобы этого не произошло».
 
Неужели? Ничего себе! Вот это да. Неужто партнёр не будет меня обвинять, поучать, обесценивать, принижать? Думаю я, но вслух спросить не решаюсь. А преподаватель продолжает объяснять:
 
«Если на милонге партнёр начнёт указывать вам на ошибки и поучать, не терпите ни в коем случае! Ему надо в ответ сказать «спасибо» и покинуть танцпол. Это знак для всех присутствующих, что он совершил по отношению к вам недопустимое, он опозорен, с ним больше не стоит танцевать женщинам и общаться мужчинам. А вот к вам будет больше уважения».
 
Вот это да! Моё женское поле разворачивается из испуганно-скукоженного, начинает расширяться, разливаться, течь, перетекать, красиво играть волнами на солнце. Мысли отключаются, а тело само идёт в танце, даже не пытаясь вспомнить, какую фигуру оно сейчас выполняет.
 
Удовольствие, радость, наслаждение, восторг!